вторник, 23 декабря 2014 г.

Удовольствие от "пачканья"

Приходится комментировать очередное вранье Машкевича (заблуждением это не считаю). Или – как он сам называет свои статьи - “пачканье”.
Убеждать кого-то в чем-то не собираюсь, но и молчать – значит, согласиться. 
Кто хочет разобраться – информации достаточно. Ну а тем, кто хочет позлословить – свобода слова!

Ответить хочу на следующие тезисы его “пачканья”:
- неоднократные ранее звучавшие от него намеки на обман при подведении итогов в “Медиапрофи”;
игнорирование мною мнения сообщества по номинациям конкурса;
- составление номинаций конкурса “под себя любимого”;
- проведение конкурса за счет бюджетных средств.

1.
Конкурс «Медиапрофи» - плод не личного, а коллективного труда.
Придуман был для того, чтобы отобрать у чиновников ежегодное право определять лучших журналистов – как они это делали лет 20 до этого. И в 2010 году было потрачено немало усилий для того, чтобы передать его в руки главных редакторов всех основных областных СМИ.
Призы победителям, о которых так беспокоится Машкевич, (и которые он раньше с удовольствием забирал и посещал банкеты) были и будут независимо от «Медиапрофи» - так что Союз журналистов в данном случае выступил только инициатором более честного распределения таких призов. (Подарки, кстати, приобретаются в том числе за счет спонсоров.)
Лично я всегда буду выступать за то, чтобы лучших журналистов определяли сами журналисты, как бы кому не хотелось вернуть это право обратно чиновникам.
Я предполагаю, почему Машкевичу очень хочется, чтобы лучших определяли не профессионалы (а также зрители и читатели), а исключительно чиновники.
Ведь полученные от облизбиркома деньги за лучшее освещение недавно закончившейся предвыборной компании губернатора области (а приз значительно больше, чем для победителей «Медиапрофи») Машкевич получить не постеснялся. Хотя это уж точно не деньги спонсоров облизбиркома, а самые что ни на есть бюджетные деньги. (И завидовать тут нечему: не тот конкурс, победа в котором почетна)

2.
Инициатором изменений в Медиапрофи-2014, кстати, я и вовсе не был - тут Машкевич врет опять.
Меня – как и еще нескольких редакторов – пригласил в свой кабинет руководитель ИГТРК Дмитрий Волков и предложил провести «мозговой штурм». Присутствовал на этих обсуждениях и Машкевич. Более того – он присылал в текстовом виде свои замечания к Положению. Они у меня все сохранены.
При подготовке Положения-2014 он ни единым словом не возразил против номинаций, против которых он с таким пафосом выступает сегодня.
Единственное его возражение, которое не было поддержано  большинством коллег – это требование изгнать из конкурса интернет-ресурсы, незарегистрированные как СМИ - например, 37.ру.

3.
Я возражал против столь кардинальной смены номинаций конкурса, но согласился с коллективным решением. Был подготовлен новый проект, где номинации были рождены в том самом коллективном споре.
Проект Положения полгода назад был размещен на сайте, разослан участникам спора, а также в СМИ для предложений и замечаний.
Итого: те, кто иницировали переформатирование конкурса и чьи предложения легли в основу нового Положения (Машкевич в их числе), в конкурсе не участвуют.
Машкевич, якобы, отказался участвовать в конкурсе потому, что сотрудник его газеты ушел работать в «Ивановскую газету». Вот уж никогда не думал, что журналистов можно  считать крепостными; еще более удивлен тому, что кадровое решение (к которому Союз журналистов и вовсе не имеет никакого отношения) влечет запрет журналистам возглавляемых СМИ участвовать в профессиональном конкурсе. (Тем более, что на мой личный взгляд – это журналисты, достойные победы)
Все это похоже на трехлетку в детском саду: ах, вы забрали у меня конфету (сотрудника), тогда.., тогда... я не буду участвовать в Медиапрофи.., и еще.., еще.. попачкаю весь конкурс и всех кто к нему имеет отношение... 

4.
Что касается выстраивания номинаций «под себя любимого», то тут и вовсе нет логики.
Я уважаю своих коллег из других СМИ. И если в конкурсе есть номинация «лучшая телепрограмма», то уверен, что все телекомпании могут сделать «Барсу» достойную конкуренцию.  В чем здесь предоставление преференций? (Ранее, кстати, «Барс» не раз проигрывал в этой номинации)
Уж если я и хотел бы «подыграть» «Барсу», то номинация носила бы название «Лучший выпуск теленовостей», но я как раз первый поддержал исключение такой номинации из конкурса.
Номинация «Лучшая операторская работа» предложена не мной, более того – я был против. Хотя уверен, что настоящий оператор –  не менее творческий сотрудник, чем корреспондент. И вновь не вижу оснований считать, что это номинации «...для себя любимого»: интересных операторов (как и фотожурналистов) достаточно для серьезной конкуренции. И оценивается здесь не работа СМИ, а работа конкретного человека.

5.
Я лично никогда за все время конкурса не участвовал ни в одной номинации конкурса - и не потому, что боюсь проиграть. «Под себя» ни одной номинации не «пробивал» - потому что мне это не нужно.  И себе, и другим я уже кое-что доказал. 
Когда я руководил «Иваново-Вознесенском», газета вошла в десятку лучших региональных общественно-политических газет на всероссийском конкурсе «Вся Россия-2006» (Кстати, я уже несколько лет не имею отношения к работе газеты, так что вопросы по ее закрытию – не ко мне)
В 2012 году «Ивановская газета» получила титул «Лучшей региональной газеты России» по итогам всероссийского журналистского конкурса, в котором приняли участие более 1100 журналистов из 436 изданий 71 региона России. Отметили газету и читатели: реально продаваемый в розницу тираж еженедельника «ИГ» был увеличен в 3 раза, а годовая выручка от рекламы выросла на 82%.
«Барс» был и остается лидером регионального новостного вещания в области, а количество просмотров на сайте холдинга кое-кому не снилось даже во сне.
Но при всем том я считаю, что все это - заслуга тех людей, которые работали и работают со мной вместе. Я считаю, что работаю с лучшими журналистами, и испытываю гордость, когда они получают признание коллег. В этом смысле какую номинацию не введи - можно придраться, что Кустов ее под себя делает - потому что журналисты Барса имеют потенциал победить в любой номинации. Я в них верю - в отличие от редакторов, которые запрещают своим журналистам участвовать в конкурсах. 
И все же к любым результатам любого творческого конкурса отношусь философски и призываю к этому всех остальных. Я не раз проигрывал. Но если проигрываю, то ищу проблему в себе, а не в правилах, плохом жюри или процедурах подсчета голосов.
От Машкевича же все эти нелепые обвинения о неких моих «личных мотивах» слышать странно: он-то как раз – будучи членом жюри «Медиапрофи» – выставил свою собственную статью в номинации «Лучшая публикация». Уж не знаю, голосовал ли он за себя или нет (голосование было тайным), но в номинации он проиграл Александру Горохову.

6.
Обвинение в «подтасовках» при подведении итогов конкурса (а Машкевич об этом не раз говорил в журналистских кругах) иначе как низостью и подлостью я назвать не могу.  
Голосование проходит тайно – каждый бюллетень на обратной стороне подписывается несколькими членами жюри, конверт запечатывается и также подписывается.  При подведении итогов голосования вправе присутствовать любой член жюри и этим правом желающие воспользовались. Подписанные бюллетени до сих пор хранятся в моем кабинете – их можно посмотреть и в любой момент проверить правильность подсчета.

7.
Я всегда подчеркивал, что Союз журналистов (и я лично в том числе) не занимается Балом прессы. (Он несколько лет подряд проводился до «Медиапрофи» и будет проводится, даже если «Медиапрофи» умрет)
Не занимается Союз журналистов и распределением пригласительных на него – большинство номинантов приглашаются в силу их статуса и заслуг.
Вручение призов победителям Медиапрофи, действительно, проходит во время Бала прессы – только потому, что это единственный день в году, когда можно увидеть большинство региональных и муниципальных журналистов вместе.
И это как раз не «новогодний корпоратив», а профессиональный праздник.
Что касается столь трепетного отношения к бюджетным деньгам, то спешу сообщить господину Машкевичу, что – как и в прошлые годы - частично вечер и подарки оплачиваются спонсорами – в том числе и найденными с помощью Союза журналистов. 
Если рассматривать весь бюджет и конкурса, и Бала прессы, то получится, что бюджетные средства тратятся на сотрудников СМИ бюджетных учреждений, коих большинство. Так что как минимум журналисты негосударственных СМИ на этом вечере могут быть уверены в том, что их кормят не на государственные деньги.

Машкевич получает удовольствие от того, что публично “пачкает” организаторов конкурса и тех, кто участвует в нем; тех, кто придет для того, чтобы отметить профессиональный праздник. 
А приглашают и чествуют - в том числе - и ветеранов журналистики.

Вместо этого "пачканья" эффективный менеджер Машкевич мог бы приложить усилия и найти спонсоров на полную, а не частичную оплату профессионального праздника. 
Тут бы и сообщество сказало ему “спасибо”. 
И не нужно было бы выкаблучиваться, чтобы получить парочку “лайков” от поклонников в твиттере.

Заработать уважение в профессиональной среде можно только сделав что-то полезное для коллег, а не попытками публично обгадить профессиональный праздник, вымещая собственные обиды.

Сергей КУСТОВ, 
председатель Ивановского регионального отделения Союза журналистов России.


PS.
Личное.
Алексей, я никогда не претендовал и не претендую на лавры «правдоруба» - не переживайте за свое несомненное и недосягаемое лидерство.
Но вот, что я заметил в Вашем творчестве.
Как только в журнале «1000 экземпляров» появились многостраничные публикации про администрацию города Иваново (по моим оценкам - оплаченные из бюджета города), так фамилия «Кузьмичев» исчезла с критических полос.
Очень долго шла бескомпромиссная дискуссия редактора журнала Машкевича с главой города Вячеславом Сверчковым.  Но и она завершилась миром, то бишь контрактом.
Наконец, совсем недавно Вы и вовсе свой медиабизнес (а по существу – право говорить то, что считаете правильным) продали бизнесменам, близким к власти. 
На мой взгляд – обменяли свободу на деньги.
И я догадываюсь, как Вам сейчас тяжело: пушка есть, желание палить из нее осталось, а стрелять запрещают, да и патроны можно заряжать только с разрешения вышестоящих товарищей.
Поэтому Вы не нашли ничего лучше, чем стрелять по коллегам.
Извини - платить деньги, чтобы ты прекратил истерику, не буду – на «Барсе» они не мои, а личных – жалко.

1 комментарий:

  1. Пора всех дармоедов (СМИ) прекратить кормить за счёт бюджета, тогда спесь то спадёт и будет чем заниматься полезным, а не ковырянием в носу или ещё где то похуже. Зажрались господа, пора работать и ЗАрабатывать на работу своих изданий, а не паразитствовать за счёт бюджета.

    ОтветитьУдалить